История


1.1. Начало вальдорфского движения в России и Периодический семинар

После первых лекций, прочитанных западными вальдорфскими учителями в Советском Союзе в 1988-89 (1989-1991) гг., в разных городах стали появляться педагогические инициативы, из которых потом родились вальдорфские детские сады и вальдорфские школы. Одновременно с этим возникла необходимость в подготовке воспитателей и учителей. Были созданы учительские семинары с очной формой обучения (Москва, Санкт-Петербург), но более востребованной и жизненной оказалась форма Периодического семинара.

Периодический семинар был создан в 1992 году. Импульс создания Периодического семинара в 1992 г. связан с именами двух опытных вальдорфских педагогов: Колина Янга и Йоргена Нильсена, которые и стали его руководителями, неся ответственность за содержание обучения, организационные и финансовые аспекты.

Уже с самого начала Периодический семинар не вписывался в привычные рамки существующих организационных форм подготовки вальдорфских учителей, подобно тому, как русский язык не укладывается в грамматические формы западных языков. Подвижность и текучесть, определённое внутреннее сопротивление институциональному оформлению – известные качественные характеристики пространства русской души. Потому, может быть, импульс свободной духовной жизни, лежащий в основе деятельности Периодического семинара, в полной мере совпал с внутренними ритмами развития российских вальдорфских школ.

1.2. Студенты и преподаватели Периодического семинара

Первые студенты Периодического семинара одновременно были и первыми учителями-основателями первых вальдорфских школ в России. Это были люди и очень молодые, и достаточно зрелые; и профессиональные педагоги, и те, кто никогда не заходил в класс; кто уже знал антропософию, и кто о ней услышал впервые. Естественно, далеко не все затем связали свою судьбу с вальдорфским движением. Но всё-таки большинство из первых 70 выпускников семинара составили основу вальдорфских школ.

Затем сами школы инициировали приход на семинар своих коллег. Причём ряд школьных коллегий определили для себя необходимым моментом развития школы получение базового образования классного учителя по возможности всеми учителями независимо от того, какой предмет они преподавали и в чём были специалистами.
Ещё очевиднее необходимость такой подготовки стала тогда, когда школы стали создавать старшую ступень и в педагогические коллегии пришли учителя-специалисты из традиционных школ, колледжей и вузов.

География студентов Периодического семинара:

  • Россия: Калининград, Санкт-Петербург, Смоленск, Ярославль, Калуга, Москва, Балашиха, Тарасовка, Жуковский, Зеленоград, Владимир, Рязань, Воронеж, Нижний Новгород, Ухта, Киров, Уфа, Пермь, Казань, Самара, Екатеринбург, Уральск, Новосибирск, Томск, Новокузнецк, Ключи (Алтайский край), Красноярск, Иркутск, Находка;
  • Украина: Одесса, Днепропетровск, Кривой Рог;

Преподаватели.

На протяжении всей деятельности Периодического семинара большое количество педагогов с Запада помогали российским коллегам постигать сложности вальдорфской педагогики. По мере обретения российскими учителями вальдорфского образования и опыта преподавания в вальдорфских школах они стали участвовать в работе семинара. В первую очередь это были художественные курсы – эвритмия, музыка, лепка. А с мая 2006 года большую часть как художественных, так и теоретических курсов стали преподавать российские учителя. 

1.3. Организации и частные лица, сотрудничающие с Периодическим семинаром

В разные годы с Периодическим семинаром сотрудничали:

  • Российские вальдорфские школы («Семейный лад» г. Москва, «Школа на улице Вольной» г. Ярославль, Смоленская вальдорфская школа, Самарская вальдорфская школа, вальдорфская школа «Радуга» г. Воронеж, вальдорфская школа г. Зеленоград, вальдорфская школа «Горница» г. Рязань, «Новая школа» г. Жуковский, «Свободная школа» г. Жуковский, Иркутская вальдорфская школа, Казанская вальдорфская школа, вальдорфские школы и инициативы городов: Киров, Ухта, Екатеринбург, Новокузнецк, ...)
  • Украинские вальдорфские школы (школа «АСТР» г. Одесса, школа «Ступени» г. Одесса, Днепропетровская вальдорфская школа);
  • Ассоциация вальдорфских школ в России;
  • IAO (Германия);
  • Фонд «Freunde der Erziehungskunst Rudolf Steiners» (Германия);
  • Фонд «Software» (Германия);
  • Фонд «Iona» (Голландия)
  • Фонд «Мahlestiftung» (Германия)
  • Фонд «Cultura» (Германия)
  • Фонд «Columban» (Германия)

1.4. Этапы развития Периодического семинара

Периодический семинар возник вместе с рождением первых вальдорфских школ в России и потому он изначально сопровождал эти школы в полном созвучии с их развитием, проходя с ними через все кризисы и трудности роста, разделяя успехи и неудачи.

1-й этап (1992-96 гг.) – часто совершенно спонтанное рождение начальной ступени вальдорфских школ во многих городах России; время полное энтузиазма и надежд, жизненной воли, позволяющей преодолевать самые разнообразные трудности.

2-й этап (1997-2000 гг.) – уже более сознательное создание средней ступени; время кризисов, педагогических, правовых и финансовых трудностей; время, к сожалению, и первого закрытия некоторых вальдорфских школ.

3-й этап (2001-04 гг.) – тщательно взвешенное и ответственное строительство старшей школы; время ответственных решений относительно собственных способностей и возможностей, необходимых для старшей ступени.

4-й этап (2005-09 гг.) – время вступления «старых» школ в третье семилетие своей жизни и связанные с этим одновременно кризисы и новые возможности для развития; постепенный переход ответственности за несение семинара к российским учителям.

Многолетняя деятельность Семинара показала, что он является наиболее жизнеспособной формой подготовки вальдорфских учителей в нынешних реалиях России. Пульсирующий ритм жизни Периодического семинара  26 лет находится в полном созвучии с жизнью российских вальдорфских школ. За это время:

  • базовое образование получили более 400 учителей (11 выпусков) из более 40 вальдорфских школ, педагогических и антропософских инициатив России и Украины;
  • на курсах повышения квалификации (два раза в год) продолжили своё образование более 500 учителей и воспитателей детских садов России, Украины, Казахстана, Латвии.

Разработка и поддержка it&Store