Периодический семинар является совершенно уникальной формой свободной духовной жизни, которая родилась в особом жизненном контексте России.
Периодический семинар так и не оформился, как привычная образовательная организация (институция). Он не застыл в каком-то конкретном месте, конкретном здании.
Жизненность семинара связана с его «дыханием», когда три раза в год в одно место стекаются потоки учителей из разных вальдорфских школ: от Санкт-Петербурга и Калининграда (запад) до Находки (Дальний Восток), от Ухты (север) до Одессы (юг). Именно потоки, т. к. в жизненном развитии большинства вальдорфских школ были такие моменты, когда (фактически) почти вся коллегия учителей школы (10-15 человек) приезжала на ту или иную сессию Периодического семинара.
В человеческом организме есть уникальный орган – кровь, который, с одной стороны, сохраняет своё качественное своеобразие и самотождественность, а с другой – в силу текучести, подвижности и способности к проникновению может входить в другие органы, имеющие совершенно чёткую форму, как, например, сердце. Такими «сердцами» три раза в год становились организации вальдорфских школ в Москве («Семейный лад»), Ярославле, Жуковском, Воронеже, Зеленограде, Казани, Рязани. И это структурировало жизнь Периодического семинара, ритмизировало её (, противостоя простому, пусть и тёплому, но всё-таки хаосу встреч).
Особенностью семинара также является наличие, с одной стороны, устойчивой составляющей, с другой – постоянно меняющегося динамического элемента.
Устойчивость семинара, его самоидентичность обеспечивалась и обеспечивается постоянством:
-
его руководителей (К. Янг, В.Пегов)
-
преподавателей (К.Янг, В.Пегов, А.Кольбе, Г.Гебхард, Т.Бякова, Н.Халезина, Е.Пегова, Е.Уварова, Н. Самохина и др.),
-
организационной группы (К. Янг, Т. Бякова, И. Огородова, В. Пегов, Н. Халезина, ),
-
учителей различных школ, которые вот уже на протяжении многих лет приезжают на семинар,
-
местом проведения сессий,
-
содержанием базового четырехгодичного курса.
Динамической составляющей Периодического семинара являются:
-
самые разные преподаватели, приезжающие со всех концов мира (Германия, США, Великобритания, Голландия, Швеция, Н. Зеландия, Норвегия, Швейцария, Австрия, Дания) и имеющие опыт сотрудничества с различными антропософскими инициативами (учительские и лечебно-педагогические семинары, вальдорфские школы и детские сады, медицинские клиники и проч.);
-
всё новые и новые учителя, приезжающие не только из «старых» школ, но и из только что родившихся инициатив;
-
меняющаяся тематика курсов повышения квалификации, инициируемая жизненными потребностями и запросами вальдорфского движения в России.
|