Младший базовый поток (группа 14) 4-я сессия. ОБОБЩЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1-3КЛАССЫ.


4-я сессия           1-3 классы

«Обобщение учебного плана 1 – 3 классов»

 

Лекции читают ведущие преподаватели семинара – Колин Янг и Владимир Пегов;

Семинарские занятия ведут преподаватели семинара –

Владимир Пегов, Нелли Халезина, Ирина Огородова, Татьяна Бякова;

В курс также войдут разовые лекции

по Окружающему миру (Нелли Халезина), Русскому языку и Математике 3 класса.

 

Художественные и практические занятия (программа еще уточняется - возможны изменения!!!):

Ритмические упражнения - Нелли Халезина

Рецитация - Ирина Огородова

Рисование цветными карандашами – Елена Пегова

Эвритмия     - Елена Уварова

Для занятий необходимо привезти:

- цветные карандаши (желательно толстые);

- обувь и удобную одежду (девушкам желательно свободную юбку) для эвритмии;

- флейту для вечерних занятий (по желанию).

 

«Обобщение Учебного плана 1-3-го классов».

 

На майской сессии 2019г. планируется построить работу следующим образом.

Для работы над каждым из трех классов выделяется 2 полных учебных дня, в рамках которых проходят след.занятия:

·      лекция Колина Янга, задающая основные задачи и цели преподавания в данном классе, в первую очередь, в плане возрастного развития детей, а также в соответствии с требованиями нашего времени;

·      лекция Владимира Пегова: более подробное и конкретное рассмотрение особенностей возрастного развития детей, связь с учебным планом и т.д.;

·      3-4 семинарских занятия, на которых, опираясь на содержание вышеназванных лекций и на примеры из практики, в режиме обсуждений постараемся рассмотреть, как конкретно реализует учитель поставленные задачи, каковы критерии успешности их выполнения, в чем есть трудности и кто как их решает. В силу ограниченности по времени, предполагается рассматривать это на примере основных предметов, а также отметить наиболее важные моменты в преподавании и других предметов 1-3 классов. Успешность и продуктивность этой работы зависит от того, насколько каждый из участников будет готов: заранее сформулированные вопросы и проблемы, примеры интересных методических и педагогических находок, желательно привести какой-то методический материал – интересное упражнение из ритмической части, рецитации, удачный методический прием в работе с числами, буквами, формами, работа с первыми текстами, эпохальные и рабочие тетради и т.д.; было бы очень хорошо иллюстрировать свои примеры детскими работами.

·      художественные занятия по расписанию.

 

На лекциях будут рассмотрены следующие вопросы:

- Какие изменения происходят в мире, в обществе, в ребенке в наше время? Как образование и, в том числе, вальдорфское образование отвечают на эти изменения?

- Что учитель первого класса принимает из дошкольного детства, какие качества и способности детей? Что сейчас выступает в качестве альтернативы здоровому воспитанию ребёнка-дошкольника и какие метаморфозы развития при этом могут быть не осуществлены? И, наоборот, как этому способствует «образное преподавание»; что значит «преподавать образно»?

- Что отличает детей первого класса от второго; с прообразами каких процессов в будущем мы имеем дело? Как мы помогаем ребёнку начать выстраивать «середину»?

- В чём действительный смысл 1-го Рубикона? Как мы практически помогаем ребёнку пройти здоровым образом через разделение внутреннего и внешнего.

- и так далее.

На семинарских занятиях предполагается поработать над вопросами:

- как реализуются названные в лекциях задачи в конкретных деталях учебного плана данного класса;

- как учитель формирует конкретные способности детей; как, например, на примере рассказывания сказок учитель работает над развитием одной из наиболее важных способностей детей младшего школьного возраста – созданием мыслительных образов; как, в чем конкретно, происходит развитие воли детей в самых разных предметах и т. д.;

- какие учебные способности и навыки должны обрести дети к концу каждого класса в разных учебных областях и каковы критерии их достижения, необходимые в первую очередь самому учителю, а также коллегии – то есть тем, кто несет ответственность за качество вальдорфского образования в данном классе, в данной школе.

 

Отдельные наиболее важные в вальдорфском преподавании темы планируется провести через все обсуждения вне зависимости от класса:

- образность и художественный подход в преподавании – мы часто слышим и сами произносим эту фразу, а что конкретно за этим стоит – рисунки мелками, красками, красивые рамочки в тетради – или это только малая и наиболее очевидная сторона?

- соответствие задаваемого учителем тона, учебного содержания, уровня требований возрасту детей;

- воспитание воли ребенка и воспитание воли учителя;

       - какие вещи (и внутренние, и внешние ) закладываем в 1,2, 3 кл., которые дают основу для работы в последующих классах и т.д..

 

Большое внимание планируется уделить утренней (ритмической) части урока и рецитации в 1,2,3 классах – их обсуждению и практическому выполнению. Утренняя часть является сильнейшим средством достижения многих целей именно в младших классах, ее невозможно переоценить. А как показывает практика, часто эта часть не простроена, некоторые упражнения или стиль их выполнения не соответствуют возрасту детей, нередко она оказывается затянутой по времени. При этом хорошо известно: то, что учитель не доработал с детьми (в особенности с так называемыми трудными) в движениях, в речи в младших и средних классах, затем выливается в серьезные проблемы мышления в более старших классах.

 

При наличии времени хотелось бы еще обсудить вопросы совместной работы учителей в школе и работы классного учителя с родителями.


Разработка и поддержка it&Store